В вашем классе есть ребенок с СДВГ? Как наладить учебу ребенка с СДВГ

Сегодня в каждом классе может казаться ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – и не один. Как вести себя родителям, когда их гиперактивный ребенок идет в школу? Что важно знать о гиперактивных детях учителям? Можно ли так наладить учебный процесс, чтобы не страдал ни ребенок с СДВГ, ни его одноклассники?

В вашем классе есть ребенок с СДВГ? Как наладить учебу ребенка с СДВГ

Все дети в школьном классе ведут себя по-разному. Но некоторые ребята выделяются особенно: они игнорируют нормы поведения и просьбы учителя, бесконечно болтают на уроках, раскачиваются на стульях, считают ворон за окном — в общем, делают все, что угодно, но только не учатся.

Часть таких детей на самом деле не просто плохо себя ведет — у них есть синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), и это медицинский диагноз.

СДВГ — неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое начинается в детстве. Страдающий таким расстройством человек слишком активен и импульсивен, он испытывает сложности с концентрацией и удержанием внимания. Симптомы СДВГ могут проявляться регулярно и в любой обстановке и создают трудности для ребенка, его родителей, учителей и других детей. Поведение детей в этих случаях обычно не соответствует возрасту. 

Считается, что СДВГ чаще страдают мальчики, чем девочки (примерно 80% против 20%), а у городских детей расстройство наблюдается чаще, чем у детей из сельской местности. Кроме того, чаще СДВГ страдают дети из социально неблагополучных семей. В целом в мире количество детей с СДВГ — примерно 5%. Получается, что из двадцати детей хотя бы один будет гиперактивным. А это значит, что почти в каждом школьном классе есть ребенок с той или иной степенью СДВГ. 

Признаки СДВГ у детей

Дети, у которых есть синдром дефицита внимания — он может сопровождаться или не сопровождаться гиперактивностью — имеют маленький диапазон активного внимания. Это значит, что они не могут управлять ни своим вниманием, ни своим поведением — и концентрируются на самом ярком и интересном, что есть в зоне их видимости. Если перед таким ребенком болтается косичка девочки, за окном летит ворона, а за дверью гогочут старшеклассники, он неизбежно отвлекается.

Гиперактивный ребенок мешает другим детям. Он может выкрикивать что-то с места, подпрыгивать и вставать, забираться под парту, раскручиваться на стуле, топать ногами и даже петь. Важно понимать, что ребенок при этом не делает все это назло кому-то: иначе он просто не может. Он как человек, который замерз и дрожит. От чьего-либо приказа дрожь не прекратится.

Иногда бывает, что помимо СДВГ у ребенка есть еще какие-то часто сопровождающие этот синдром проблемы — тревожность, депрессия, вызывающее оппозиционное расстройство, расстройство поведения. Он может быть не только гиперактивен, но и враждебно настроен к окружающим. В таком случае он становится головной болью для одноклассников и их родителей, которые немедленно начинают писать жалобы в различные инстанции. При этом есть способы решить проблему конструктивно. 


Что лучше всего делать родителем детей, одноклассник которых имеет СДВГ?

В ситуации, когда разбирательство неминуемо, лучше всего обратиться к школьной администрации, которая обязана помочь выстроить взаимодействие между всеми участниками конфликта и попробовать решить проблему, поскольку именно школа должна обеспечить физическую и психическую безопасность учеников. Но родители других детей не имеют права требовать исключить чужого ребенка из учебного процесса и лишить его права на образование. 

Что может делать школьная администрация? Например, прикрепить к ребенку с трудным поведением тьютора, попросить школьного психолога присутствовать на уроках и создать для ребенка план работы по обучению самоконтролю.

Возможно, каким-то другим образом договориться с родителями проблемного ученика — скажем, о том, что ребенок учится по индивидуальному плану: часть уроков посещает вместе со всеми, часть изучает дистанционно или на семейной форме обучения, или получает консультации один на один с учителем (зависит в каждом случае от возможностей семьи и школы, от утомляемости ученика, от того, какие у него основные проблемы).

Школе и родителям ребенка с СДВГ важно снизить уровень взаимных претензий, и перейти к тому, что должен делать родитель дома и что — учитель в школе. И те, и другие могут сделать довольно много.

В вашем классе есть ребенок с СДВГ? Как наладить учебу ребенка с СДВГ

Что может сделать родитель школьника с СДВГ вместе с учителем?

В совместной зоне ответственности у родителя и учителя ребенка с СДВГ — единство требований к этому ребенку. Учитель должен четко дать понять, что ребенок должен делать в школе для того, чтобы освоить программу и получить аттестацию.

Учитель и родители должны организовать постоянный обмен информацией. Дети с СДВГ часто пропускают сроки или игнорируют какие-то задания, не делают домашку или вообще не ходят на уроки, оказываясь по уши в учебных долгах. Родители об этом зачастую просто не знают — и не узнают без помощи учителя.

Кто-то из родителей всегда должен с помощью учителя отслеживать посещение ребенком школы, его успеваемость, выполнение им домашних заданий. Ведь накопленные долги, претензии рано или поздно закончатся выговором этому ребенку, из которого он в силу СДВГ никаких выводов не сделает, а вот стресс получит колоссальный. 

Что может сделать родитель школьника с СДВГ дома?

Родительская зона ответственности — это, во-первых, хорошее физическое состояние ребенка. Дети с СДВГ очень зависимы от своего самочувствия – если оно плохое, их внимание падает до критического минимума.

Итак, родители должны следить за тем, чтобы ребенок вовремя выходил в школу и из школы, не «загуливал» по дороге. Важно, чтобы он вовремя ложился спать — иначе совсем не будет работать на уроках, и идти в школу бессмысленно. Нужно следить, чтобы он позавтракал, потому что шоколадки и снэки без завтрака и обеда быстро сказываются на общем состоянии.

Важно, чтобы, когда такие дети делают домашнее задание, на них не кричали — хотя порой они бывают невыносимы и доводят родителей до белого каления. Некоторые пользуются лайфхаком: если позволяют средства, они нанимают, например, студента, который может просто сидеть рядом с ребенком и смотреть, чтобы он не отвлекался.

Самое главное — научить ребенка базовым вещам: целеполаганию и планированию работы, самоконтролю, наблюдению за собственным состоянием и силами. Важно не делать за ребенка половину работы, не требовать, чтобы он все переделывал. Вместо этого можно учить ребенка понимать, в каком порядке делать работу, что у него не получилось, анализировать, почему так вышло. Таким образом можно помочь ребенку осознать те пути, по которым он может пойти, чтобы помочь самому себе. 


Еще несколько фактов про детей с СДВГ

  • У детей с СДВГ часто наблюдается так называемый «гиперфокус» — это значит, что они могут всерьез увлечься чем-либо и не замечать ничего вокруг, кроме интересующего их предмета. Например, они могут увлеченно решать математические задачки или собирать лего — это целиком поглощает их внимание, им трудно, наоборот, отвлечься. Хорошо, когда внимание детей привлекает что-то социально приемлемое — из того же увлечения лего, пауками или аэрографией может вырасти профессия. Но современные школьники в этом контексте чаще всего «залипают» в гаджеты и зацикливаются на компьютерных играх, которые могут максимально удержать внимание ребенка. 
  • Считается, что в 40% случаев СДВГ с возрастом не проходит. Синдром в той или иной форме сохраняется, люди просто учатся с этим жить.
  • Дети с СДВГ нередко меняют вузы или вовсе бросают их. Это связано с тем, что у них проблемы с самоорганизацией, самостоятельной работой, им сложно читать скучную профессиональную литературу.
  • Люди с СДВГ неплохо реализуются в творческих профессиях, в бизнесе, где можно ставить интересные задачи и передавать их на исполнение менеджерам среднего звена, они могут быть отличными полевыми исследователями. А могут, как ни странно, найти себя в профессиях с очень структурированным и понятным списком задач, где им не надо все время напрягать свой самоконтроль. 
  • Учителю, в класс к которому пришел ребенок с СДВГ, важно точно знать, как вести себя с ним. Для этого в рамках программы развития педагогов «Я Учитель» от Яндекса был запущен бесплатный онлайн-курс «СДВГ у детей: рекомендации учителю». Эксперт курса — Ирина Лукьянова.

    В курсе подробно рассказывается об особенностях детей с СДВГ, о том, как создать в классе дружелюбную среду для такого ребёнка, как помочь ему социализироваться и как взаимодействовать с его родителями и родителями других детей по поводу него. После прохождения курса слушатель получает сертификат о повышении квалификации. Посоветуйте курс учителю в вашей школе!

    Источник

    Мир Лего - это мир фантазий, в котором живут маленькие человечки, такие же, как и мы, только вот у них все по-другому. Они не ходят в школу, не сидят на уроках, а проводят все свое свободное время со своими друзьями, которые тоже являются маленькими человечками. У них есть свои дома, где они живут, свои автомобили, на которых они ездят. И самое главное у них есть своя страна Леголандия, в которой есть все для того, чтобы жить и играть. Но у них нет родителей и поэтому их мир очень одинок.
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Lego-World.ru
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: