Влияние семьи на употребление ребенком психоактивных веществ

Семья и родительское воспитание могут оказывать на пристрастие подростка к алкоголю и наркотикам как прямое, так и косвенное воздействие. Если, например отец унижает своего сына, оскорбляет, бьет — такой стиль воспитания прямым образом заставляет подростка искать понимания, общения, возможности проявить себя вне семьи.

При гармоничных отношениях отсутствуют внутрисемейные причины приобщения к психоактивным веществам. Кроме того, семья с гармоничными внутрисемейными отношениями имеет высокую устойчивость к влиянию асоциальных уличных подростковых компаний, в которых употребляют вещества.

Гармоничные родительские отношения устанавливаются, если:

— родители с теплотой относятся к своему ребенку, эмоционально принимают его;

— родители понимают возрастные особенности подростка и знают, как поддержать его в трудной ситуации;

— родители авторитетны для подростка, серьезно воспринимают его интересы и живут с ним в атмосфере сотрудничества.

Чем больше степень дисгармонии, тем выше риск приобщения к психоактивным веществам.

Можно выделить три формы нарушения родительских отношений в семьях, где подростки имели первый опыт употребления:

Первая форма — жестокость в общении с подростком

Проявляется через физическое насилие, словесные оскорбления и унижения, через воспитание «в ежовых рукавицах». При таком обращении подросток прибегает к веществам, так как оказывается вытолкнутым из семьи в асоциальную среду или находится в иллюзорных поисках недостающего уважения, понимания и тепла.

Вторая форма — непонимание родителями возрастных особенностей

Самосознание подростка нередко формируется драматично и противоречиво. Поэтому подросток обращается к веществам, чтобы снять тревожность, возникающую вследствие ускоренного полового и интеллектуального развития. Родители не способны психологически правильно реагировать и ограничиваются наказаниями, обвинениями и морализацией. В этой ситуации подросток вынужден самостоятельно, часто через ошибки, вырабатывать свое отношение к веществам.

Третья форма — низкий авторитет родителей

Материальное благополучие и бесконфликтные взаимоотношения в семье не гарантируют значимость родителей. Если в сознании подростка не сформирован внутренний диалог с родителями, их опыт и жизненная позиция, в том числе и по отношению к веществам, не принимаются во внимание. Такой ребенок менее защищен от давления социальной среды, где употребляются эти вещества.

Таким образом, первая форма может быть прямой причиной приобщения к психоактивным веществам, вторая — может «способствовать» этому косвенно, а при третьей форме из-за попустительской позиции родителей подросток имеет сниженную социально-психологическое восприятие в отношении веществ.

Если говорить о жестоком обращении родителей, то оно выражается в физическом подавлении, а также в грубом психологическом унижении личности через авторитарный стиль воспитания. В результате личность ребенка деформируется — он сам становится агрессивным или, наоборот, тревожным и заискивающим перед окружающими. Но самое печальное, что атмосфера агрессии и отвержения выталкивает ребенка из семьи.

Но есть агрессивное воспитание которое проявляется в скрытой форме. Например семьи, в которых имеет особое значение культ «мужской строгости» в воспитании детей. Жестокость рассматривается как средство достижения «благой» цели, с точки зрения родителей, они не жестокие, а строгие, открывающие своим детям «правду жизни».

А есть так называемая — Невротическая конфликтность

Эта форма агрессивности вызвана «раздражительной слабостью» родителей. Родитель находится в плену постоянных страхов, не отступных из-за, например, чувствительности, тревожности и мнительности. Человек пытается преодолеть свои проблемы, но из-за неадекватной самооценки вырабатываемые им способы разрешения жизненных трудностей не только не преодолевают их, а еще больше усугубляют положение. Родитель переутомляется на работе, либо переживает какие-либо жизненные неудачи, страхи и срывает раздражение на ребенке, после чего мучается угрызениями совести, а может вообще не мучается, так как это вошло в привычку.

#lipsky_psychology #kirilllipsky #kirill_lipsky #психология #психолог #психологическаяпомощь #семья #родители #дети #воспитание

Источник: vc.ru

Мир Лего - это мир фантазий, в котором живут маленькие человечки, такие же, как и мы, только вот у них все по-другому. Они не ходят в школу, не сидят на уроках, а проводят все свое свободное время со своими друзьями, которые тоже являются маленькими человечками. У них есть свои дома, где они живут, свои автомобили, на которых они ездят. И самое главное у них есть своя страна Леголандия, в которой есть все для того, чтобы жить и играть. Но у них нет родителей и поэтому их мир очень одинок.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Lego-World.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: